Новости

К списку новостей

«Мы задыхаемся без мужчин»

Всероссийская федерация художественной гимнастики и Министерство образования подписали соглашение о сотрудничестве в сфере физического воспитания в образовании. А после президент федерации Ирина Винер рассказала «МН», как в школьные уроки  вводится курс гимнастики по программе гармоничного развития детей 
 

-- Почему именно ваша федерация выступила с такой инициативой и в чем ее суть?

-- Сразу поясню: мы в школах давно с 2009 года. А сейчас, в рамках нового государственного стандарта, разработана программа гимнастики для учащихся начальной школы. Эта программа создана для урока физкультуры, как модуль. Программу можно использовать в качестве программы 3-го часа, который вводится в этом году в школах, а может использоваться и в рамках часов, отведенных на гимнастику. Программа содержит базовые элементы гимнастики и подход в обучении, принятый в художественной и ритмической  (мужской) гимнастике. Она направлена на гармоничное развитие детей, достаточно проста для обучения и по ней  издаются учебник для учащихся и учебные пособия для учителей. Так что обучить педагогов после выпуска этого материала будет просто, потому что в них содержится все, что нужно для обучения. Для детей -это  методики упражнений и слайды с изображением упражнения в динамике, история рождения гимнастики и олимпийских игр и еще много интересного. В учебном пособии для педагогов все, что нужно для работы, в том числе и учебный план по программе. 
.

-- Как практически будет воплощаться инициатива и что делать с мальчиками?

-- Речь идет о базовых занятиях в начальной школе, и гимнастика как раз и является этой базой. Разработанная нами программа рассчитана для всех детей в возрасте от 3 до 9 лет. Она закладывает фундамент, а дальше ребенок выбирает любой вид спорта – футбол, баскетбол, теннис... И в этом смысле, чем отличаются мальчики от девочек? Те же руки, ноги, шея, голова. В продвинутой Японии уже не первый год успешно развивается мужская ритмическая гимнастика. Ведь мальчики тоже любят прыгать со скакалкой и носиться. Сама наблюдала, как японские гимнасты подбрасывают скакалку и впрыгивают в нее, делая двойное сальто. Зрелищно, красиво, ново.

Но ФИЖ по каким-то причинам не спешит все это принять. Наверное, кто-то просто опасается, что в этом случае сильный пол из спортивной гимнастике потянется в художественную, а так и произойдет. Грядут перевыборы, когда-нибудь придет другой президент ФИЖ, и я уверена, что мужчины рано или поздно вольются в наш вид спорта. Мы задыхаемся без мужчин. Задыхаемся от бабского коллектива. Нужны новые веяния, новые идеи, работа с двумя предметами, приток мужчин. Но, возвращаясь к школьной теме, меня удивляет то, что мы в России подготовили программу, которая преподается и внедряется по всему миру, а сами плетемся в хвосте.

-- Учитывая специфику России, у вас есть уверенность, что эти идеи приживутся?

-- Когда в советское время я пришла работать в школу, набрала группу детей и стала ставить опыты, исходя из общепринятых догм – сели, встали, записали, то поняла, что сильна теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет. Главная проблема на сегодня заключается в том, кто будет вести физкультуру в школе и как? Мы в федерации суммировали накопленный опыт, выпустили учебник для начальной школы, написали программы переподготовки для учителей, готовы присылать олимпийских чемпионов, опытных тренеров, чтобы вложить новые знания в головы преподавателей. Но нужны центры, где все это будет осуществляться. И если такие не появятся повсеместно, то все наши задумки останутся пустым звуком.

-- Понятно, что за месячную зарплату в 3 тысячи рублей никто из учителей физкультуры внедрять новую систему не станет. Кто будет оплачивать «интересные» занятия физкультурой?

-- Как сказал министр образования Фурсенко, в средней школе такие занятия будут бесплатными. И надо прекратить крики и вопли, мол, зачем нужны дополнительные уроки физкультуры в наших школах. Мы часто смотрим на Запад и умиляемся, какие там все умные и поджарые. А люди за пределами нашей страны давным-давно поняли, что если хочешь воспитать гения, то нужно чередовать умственные и физические нагрузки. Тем более имея в виду нынешнее поколение, которое не знает, что такое логарифмическая линейка, считает на машинках и целыми днями сидит в виртуальном компьютерном пространстве. Другое дело, если речь идет о дошкольниках. Родили ребенка, хочешь, чтобы он пошел в школу не дураком, всесторонне подготовленным, плати.

-- В свое время министр спорта Вячеслав Фетисов активно продвигал идею американской модели спорта: интересные уроки физкультуры, создание школьных клубных команд…

-- Я на 500 процентов поддерживаю это предложение. Супер. И мне все равно, как его назовут --американская, российская или как-то еще. Это модель здорового образа жизни. Школа, институт, и далее везде. Именно это поможет нам выстроить вертикаль и сделать системным подход к развитию спорта в целом. Дети не должны уходить на улицу, не должны колоться, пить пиво, у них не должно оставаться времени на ерунду. И мы хотим и должны в этом помочь. Знаете, когда человек говорит: могу, но не хочу, то он -- подлец. Я хочу и, быть может, смогу воплотить все наши начинания.

К списку новостей